четверг, 15 декабря 2016 г.

Идеальная e-Learning команда


По горячим следам после "Искусства разработки курсов" навеяло...

Послушав финалистов конкурса разработчиков электронных курсов и турнира WebSoft, просмотрев множество курсов, часть из которых даже в качестве эксперта (посчастливилось), у меня сформировался некий вывод, на чем точно не нужно экономить при создании крутых курсов - на сценарии и дизайне.

Комплектование по позициям

В таком случае в моем понимании идеальную e-Learning команду рискну представить в виде квадрата, где его одинакового размера грани – это следующие специалисты:

- методолог, 
- верстальщик,
- дизайнер,
- корректор.

Всё это может сочетаться в одном универсальном специалисте, эти функции могут выполняться усилиями 2-х или 3-х героев. Но если поток курсов большой, и при этом хочется, чтобы качество их улучшалось, фирменный стиль не терялся, появлялись новые интересные идеи и всё это, в конце концов, не портили некрасивые опечатки, пунктуация или неправильные фразы, то лучше, чтобы каждый занимался своим делом. Менее важным даже становится содержание большое количество однотипных специалистов, особенно в условиях постоянного кризиса.

Отдельным пятым пунктом можно было бы вывести тестировщика, превратив нашу условную квадратную фигуру успеха в правильную пятиконечную звезду. Другим сравнением можно привести пять пальцев на руке. Хотя, если каждый из ранее перечисленных четырех качественно сделает и проверит свою составляющую, то доля итоговых ляпов будет стремиться к нулю, а назначенная тестовая группа "простых смертных" выполнит ту самую завершающую огранку электронного бриллианта.

Если будет значительный перевес в одну из сторон, то возможны следующие неприятные исходы:

1) курсы шаблоны - все как один;
2) нефункциональные курсы, в которых великолепный сценарий реализован нелогично, неудобно, ошибочно;
3) бессмысленный мультик;
4) курс – поэма;
5) курс с долгим периодом создания, редактирования, актуализации в случае человека-оркестра;
6) великолепный курс, который просто убивают проблемы родного языка.

Возможны и сочетания таких негативов. В этой связи я могу сравнить e-Learning с моим любимым баскетболом, где в идеале хорошо бы иметь на паркете сразу 5 разноплановых игроков:

- разыгрывающий защитник;
- атакующий защитник;
- легкий форвард;
- мощный форвард;
- центровой.

Последний, как раз исполняет роль тестировщика, который всё подчищает за товарищами по команде. Он самый высокий, но не всем им могут располагать из-за «штучности товара», и в современном баскетболе нередко справляются без него, когда каждый из первых четырех делает чуть больше нормы.

В случае перекосов по позициям получаем:

- только быструю команду без царя в голове,
- только низкую команду без подборов,
- только меткую команду без прорывов,
- только атакующую команду без защиты.
- команду, в которой всех будет спасать одна суперзвезда, но в случае его травмы или перебора фолов, всё развалится.

В утопическом варианте реальности вообще лучше иметь пятерку универсалов, но на деле это почти невозможно. Если набор специалистов e-Learning, говоря спортивным языком, это КОМАНДА, в которой каждый должен заниматься своим делом, то лучше сразу правильно укомплектовать ее по позициям, тогда будут и результаты и прогресс.

В плохой форме не до роста

Дополняя о прогрессе и снова провоцируя разработку электронных курсов на спортивную игру, важен еще один момент. Для планомерного качественного роста и исключения бесполезной траты времени следует правильно оснастить нашу команду. Как в том же баскетболе, нужны удобные форма и кроссовки, мячи, регулярные тренировки, сборы, несколько тактических схем защиты и нападения. Так и в e-Learning Team необходимо иметь несколько средств разработки, графические редакторы, доступ в банки картинок, фирменный стиль, обсуждения, регламент, плановые обучения, обязательные посещения тематических конференций для обмена опытом.

Кроме того, имея всё вышеперечисленное, надо еще и ставить перед собой высокие цели, проверять себя на прочность, понимать, что собой представляет команда на общем фоне. Каков ее уровень? Нужно участвовать в различных соревнованиях и ставить перед собой максимальные цели, а говоря языком e-Learning - в конкурсах и турнирах, следствием которых и появляются такие научно-практические и приятные мероприятия, как "Искусство разработки курсов".

Спасибо всем организаторам, партнерам и участникам, всем - кто открыт для общения, готов делиться своими наработками с коллегами, всем - кто формирует, поддерживает и позволяет расти отечественное e-Learning сообщество. Новых нам всем интересных курсов и неожиданных открытий! С наступающим!

P.S.: Хотя конкурс разработчиков лишний раз напомнил, что шедевры удаются и одному или в паре. Но такие герои могут оказаться заложником одного хита из-за трудоемкости процесса. Победители же турнира разработчиков показали, что лучшее и за ограниченное время делается всё-таки командой.

Спасибо за внимание.